вівторок, червня 05, 2012

ЛЮДИ И ВЕХИ ТИХООКЕАНСКОГО ФЛОТА (АРХИВ)



ТОФ далеко не так молод, как иногда пытаются представить. Более того, в  прошлом  2011 году флот Тихого океана отметил свой 281-год со дня образования. Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом Российской Федерации № 235 от 15 апреля 1999 года датой образования Тихоокеанского флота установлено 21 мая 1731 года. Флот – это прежде всего люди.Это рассказ о некоторых, чьи имена неразрывно связаны с почти трехсотлетней историей ТОФ.
1731-1739 гг. Скорняков-Писарев Григорий Григорьевич.
Первый командир Охотского порта.
Генерал-майор, один из близких офицеров-соратников Петра I. Участвуя в дворцовых распрях по поводу назначения преемника Екатерины I, он выступил противником всесильного тогда Меншикова, проводившего на престол Петра II, за что вместе с Антоном Дивиером (впоследствии – вторым командиром Охотского порта) и другими был осужден, бит кнутом, лишен чинов, орденов, имения и сослан на поселение в Иркутскую область. После окончания первой экспедиции Беринга, по представлению последнего, Скорняков-Писарев 10 мая 1731 г. был назначен командиром в Охотский порт; по вступлении на престол Елизаветы прощен и возвращен в Петербург. Именно при Скорнякове-Писареве в Охотске были заложены первые суда грядущего Тихоокеанского флота – пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел», галиот «Охотск».

1854-1855 гг. Завойко Василий Степанович.
Первый губернатор Камчатки, командир Петропавловского порта, организатор успешной обороны Петропавловска от англо-французской эскадры.
Флотом не командовал. В преддверии нападения объединенной англо-французской эскадры на дальневосточную базу в Петропавловске, в опасный период, флот был уведен на юг, в район бухты Посьет. Где и находился в то время, пока англо-французы безуспешно искали его на всем протяжении от Золотого Рога до Авачинской бухты.
Завойко стал героем неудачной и позорной для России Крымской войны (1853-1856). Враг, имевший до штурма порта 2640 человек личного состава и 212 пушек, не смог захватить город и покинул Авачинскую губу, потерпев поражение от 988 русских воинов, имевших на вооружении 68 пушек. Похоронив напоследок собственного командира – адмирала с говорящей фамилией Прайс. Который не то скончался от болезни, не то был убит шальным ядром. Закопав Прайса где-то в окрестностях Петропавловска на полуострове Крашенинникова (так, что до сих пор найти не могут), англо-французская эскадра, несолоно хлебавши, ушла от русской Камчатки. К слову сказать, усилиями Завойко объединенным англо-французским силам не удалось проделать на Тихом океане то же самое, что они сотворили на Черном море с Севастополем, который, в отличие от Петропавловска-Камчатского, был взят.
В ноябре 1854 года В.С. Завойко был переаттестован в контр-адмиралы и награжден орденами Святого Станислава I степени и Святого Георгия II степени.
Весной 1855 года за рекордный срок военно-морская база на северо-востоке России под руководством Завойко была свернута и в полном составе успешно, без потерь прошла к устью Амура. Тем самым был спасен от гибели флот и личный состав маленького морского соединения: вскоре после эвакуации форта еще раз пришедшему в Петропавловский порт неприятелю, нацеленному взять реванш, воевать было уже не с кем…

1856-1871 гг. Казакевич Петр Васильевич.
Второй губернатор Камчатки. Командир Сибирской военной флотилии.
Адмирал, географ, историк Тихоокеанского флота, новгородский дворянин. В 1856 году назначен губернатором Камчатки. Укреплял Сибирскую военную флотилию, устроил мореходную школу, школу юнг, гимназию, открывал полезные ископаемые, изучал край, строил первые маяки на побережье Японского моря, открыл библиотеку. С 1859 года – контр-адмирал, был первым военным губернатором Приморской области Восточной Сибири и командиром Сибирской флотилии.
Собственно жителям Владивостока, недавно отметившего свое 150-летие, должен быть памятен как один из строителей поста Владивосток. Увы, улицы адмирала Казакевича во Владивостоке нет.

1904 г. Макаров Степан Осипович.
Командующий флотом Тихого океана.
Пожалуй, это едва ли не единственный командующий Тихоокеанским флотом из дореволюционных времен, которого помнят даже те, кто историей, тем более историей флота, не особенно интересуется.
Как считает известный приморский историк флота и преподаватель ТОВМИ Игорь Шугалей, для Макарова перевод на Тихоокеанский театр военных действий являлся по сути понижением в должности – с 1899 г. Степан Осипович был уже главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. Тем более, что флота как единой структуры здесь не было – имелась Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре, Сибирская военная флотилия и Владивостокский отряд крейсеров. Тем не менее, потомкам знаменитый полярный исследователь, океанограф и кораблестроитель Макаров запомнился прежде всего заключительной, «тихоокеанской» частью своей жизни. Все-таки, получив высочайшим указом императора Александра III назначение командующим флотом в Тихом океане, Макаров также возглавил оборону Порт-Артура, заметно активизировал боевую деятельность Тихоокеанского флота и предпринял ряд весьма серьезных шагов по выправлению положения России в этой войне. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, даже японцы признавали, что если бы не трагическая гибель Макарова, весь ход русско-японской войны вполне мог бы оказаться совсем иным. Макаров – нереализованный шанс России.
К слову сказать, во Владивостоке находится один из немногих памятников Макарову, существующих сегодня в России. Сейчас он установлен на достойном месте – улице Набережной, чуть выше кинотеатра «Океан». Первоначально же монумент прославленного флотоводца, открытый в 1967 году, весьма неудачно располагался на площади Луговой – доступ к нему был со всех сторон перекрыт потоками движущегося транспорта. Во Владивостоке тогда шутили, что «редкий пионер с цветами добежит до памятника Макарову». Кстати, автором памятника является знаменитый скульптор Александр Иванович Тенета, которому принадлежит и ставшая символом Владивостока скульптурная группа Борцов за власть Советов на Дальнем Востоке, установленная на главной площади приморской столицы.

1921-1923 гг. Старк Георгий Карлович.
Командующий Сибирской флотилией.
Последний царский военачальник, имевший отношение к Тихоокеанскому флоту. 17 июня 1921 года прибыл во Владивосток по просьбе правительства Приморской области и возглавил Сибирскую флотилию – последнее действующее объединение кораблей Русского флота под Андреевским флагом. Старку удалось восстановить и привести в порядок значительное количество кораблей, подготовить их к эвакуации остатков белых сил и беженцев.
23 октября 1922 года он увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Флотилия Старка пришла в Гэндзан (Япония), затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, и ушла на Филиппины. По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который сумели вывезти при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.
После ухода эскадры адмирала Старка во Владивостоке остались только те суда, которые были поломаны, непригодны к трудному переходу или были загодя уведены большевиками, как, скажем, это произошло с «Красным вымпелом», впоследствии ставшим первым кораблем нового, советского Тихоокеанского флота.

1932-1937 гг. Викторов Михаил Владимирович.
Начальник Морских сил Дальнего Востока. С марта 1932-го – командующий ТОФ.
Первый командующий собственно Тихоокеанским флотом. В Первую мировую войну служил на кораблях Балтийского флота в составе 1-го Балтийского флотского экипажа. Участник Моонзундского сражения.
После Октябрьской революции перешёл на сторону большевиков, участвовал в подавлении Кронштадтского восстания, после чего был назначен старшим морским начальником Кронштадта. С мая 1921-го – командующий Морскими силами Балтийского флота. С июня 1924-го начальник Морских сил Чёрного и Азовского морей. С 1925-го – командующий Балтийским флотом. С 1932 года – начальник Морских сил Дальнего Востока. В марте 1932 года после создания Тихоокеанского флота назначен командующим.
После ТОФ сделал было неплохую карьеру, но, как и многие в то время, недолгую. В августе 1937-го, в условиях широких репрессий, назначен начальником Морских сил РККА и членом Реввоенсовета СССР, после ареста своего предшественника В.М. Орлова. В том же году избран депутатом Верховного Совета СССР. К концу 1937 года из подведомственных ему учреждений были уволены в ходе чисток около 1400 человек. 22 апреля 1938 года арестован. В ходе следствия признался, что был завербован в антисоветскую организацию Гамарником в 1933-м. Обвинен во вредительстве, 1 августа 1938-го приговорен к смертной казни и расстрелян.
Есть версия, что донос на Викторова написал не кто иной, как по каким-то причинам серьезно конфликтовавший с ним Леонид Соболев, впоследствии известный писатель, автор сборника «Морская душа».

1938-1939, 1950-1951 гг. Кузнецов Николай Герасимович.
Командующий Тихоокеанским флотом.
Единственный из военачальников за без малого три столетия, кто командовал Тихоокеанским флотом дважды. С 10 января 1938 года – флагман 2-го ранга, командующий Тихоокеанским флотом.
29 апреля 1939 года 34-летний Кузнецов назначен народным комиссаром ВМФ СССР: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности.
Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). 24 июля 1939 года по его инициативе введён День Военно-Морского флота. (!!!) Так что именно Николаю Герасимовичу Владивосток обязан своим самым главным праздником – Днем ВМФ.
Адмирал Кузнецов был одним из немногих советских военачальников, принявших действенные меры накануне нападения Германии. В результате 22 июня ВМФ не потерял ни одного корабля и ни единого самолёта морской авиации, а ответил противнику организованным огнём.
В 1948 году вместе с группой адмиралов предан по сфабрикованному обвинению суду Военной коллегии, в итоге был разжалован до контр-адмирала. С июня 1948-го заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. С февраля 195-го0 командующий 5-м Военно-Морским флотом на Тихом океане (так в тот период назывался ТОФ).

1974-1979 гг. Маслов Владимир Петрович.
Командующий Тихоокеанским флотом.
Достаточно «неприметный» командующий, запомнившийся, пожалуй, тем, что при нем на Камчатке произошло одно из крупнейших (и до сих пор не афишируемых) ЧП с ядерным оружием. Осенью 1976 года в 25-й дивизии АПЛ в пос. Советский производилась погрузка ракет на борт ПЛ 667-А проекта.
Командир группы, осуществлявшей работы, старший лейтенант Малюгин по ошибке привел одну из ракет в боевое состояние, подав на нее слишком большое давление. В результате произошла внутренняя утечка топлива. Срочно прибывший на место аварии конструктор ракеты сказал, что «ракета может взорваться каждую секунду и снести половину Камчатки». Камчатку закрыли на три дня, объявив химическую тревогу, отогнали лодку с аварийной ракетой подальше в море и в итоге решили выстрелить боевой ракетой по Новой Земле. С лодки ракета «ушла» нормально, но потом упала в 300 километрах от Камчатки, чудом не взорвавшись. Чему очень удивился ее генеральный конструктор.
Малюгина судили, дав четыре года «строгого». Ракету, по официальной версии, вскоре подняли и успешно утилизировали. Что произошло на самом деле – не известно до сих пор, ходили слухи, что по причине больших глубин в месте ее падения ядерная боеголовка до сих пор находится на дне.

1981-1986 гг. Сидоров Владимир Васильевич.
Командующий Тихоокеанским флотом.
Еще один командующий, при котором случилось серьезное ядерное ЧП, приведшее к человеческим жертвам и радиоактивному заражению территории, – взрыв в приморском поселке Чажма 10 августа 1985 года при перезарядке реактора с АПЛ К-471 проекта 675.
В момент взрыва погибли 8 офицеров и 2 матроса. При этом ось радиоактивных осадков пересекла полуостров Дунай в северо-западном направлении и вышла к морю на побережье Уссурийского залива. Протяжённость шлейфа на полуострове составила 5,5 км (далее выпадение аэрозольных частиц происходило на поверхность акватории до 30 км от места выброса).
Лодка К-431, как и стоявшая рядом К-42 «Ростовский комсомолец» проекта 627А, была признана непригодной для дальнейшей эксплуатации вследствие радиационного загрязнения и была отбуксирована на долговременное хранение в Павловск. Последствия аварии в Чажме ощущаются в Приморье до сих пор. Также запомнился тем, что это был первый командующий ТОФ, обучавшийся в ТОВВМУ им. С.О. Макарова

1986-1993 гг. Хватов Геннадий Александрович.
Командующий Тихоокеанским флотом.
Хватову принадлежит своего рода рекорд пребывания в должности командующего ТОФ. Он занимал это кресло дольше всех своих предшественников и последователей – с декабря 1986-го по март 1993-го. Как раз в период перестройки и последовавшего за ней развала всего и вся. Хватов запомнился не только «долгожительством» на этом посту, но и тем, что при нем на флоте произошло немало всевозможных ЧП. Но последней каплей, после которой Геннадий Александрович лишился своего поста, стал скандал с погибшими и умиравшими на Русском острове матросами. Скандал был разожжен будущим мэром Владивостока, на тот момент – капитаном 1-го ранга Виктором Ивановичем Черепковым. Именно с этого времени и началась политическая карьера Черепкова, но закончилась военная карьера Хватова.

1993-1994 гг. Гуринов Георгий Николаевич.
Командующий Тихоокеанским флотом.
На этой должности пробыл недолго, поскольку, как говорят знающие ситуацию люди, не вписался в создавшуюся в 90-х годах систему воровства на флоте. Запомнился тем, что жил скромно, на одну зарплату командующего, которая в то время была очень невелика. Как признавался сам Георгий Николаевич в интервью телевидению, зарплаты ему хватало разве что на сигареты, и если бы не паек, жить было бы весьма затруднительно. После ухода Гуринова на флоте начался полный беспредел с распродажей всего и вся.

1994-1996 гг. Хмельнов Игорь Николаевич.
Командующий Тихоокеанским флотом.
Запомнился «квартирным скандалом», за который попал под суд, взрывом арсеналов недалеко от поселков Новонежино и Таловый и продажей за рубеж тяжелых авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск», которые могли бы еще послужить Отечеству. Еще при нем случилась темная история с распродажей новехоньких, только что с завода БДК - больших десантных кораблей, которые ходили за границу в полной комплектации, и даже с законсервированными пушками в трюмах…

2007 г. – настоящее время. Сиденко Константин Семенович.
Командующий Тихоокеанским флотом.
С учетом нынешней ситуации, когда флот сжимается, как знаменитая шагреневая кожа из романа Бальзака, Константин Сиденко, также окончивший ТОВВМУ им. С.О. Макарова, имеет все шансы стать командующим Тихоокеанской эскадрой.


28 июля (15-го, если считать по старому стилю), исполняется ровно 200 лет со дня рождения человека, с именем которого связано многое в истории Дальнего Востока, Тихоокеанского флота и Владивостока, – Василия Степановича Завойко.
В мае 1908 года, в дни празднования 50-летия Айгунского договора с Китаем, во Владивостоке открыли памятник прославленному герою Петропавловской обороны. Монумент работы известного скульптора Ильи Гинцбурга был установлен на постаменте, спроектированном архитектором Н. Микулиным, в самом центре Владивостока, в красивом скверике. Сохранилось немало дореволюционных открыток (одну из них вы видите здесь), где хорошо видны и памятник, и скверик, и красивые старые дома, на месте которых сегодня располагается театр имени Горького.
21 год спустя, в 1929-м, большевики сняли Завойко с постамента. Видимо, посчитали одним из множества «царских сатрапов», памятники которым после революции и окончания гражданской войны массово сносили по всей Советской России. Постамент рушить, тем не менее, не стали. Вполне резонно рассудив, что он пригодится для установки чего-нибудь более идеологически кошерного на текущий момент. Но вышла незадача: памятник с постамента содрали достаточно легко и быстро, но вот крепко пришпиленные к основанию ноги стойкого героя Крымской войны поддаваться не хотели. Чтобы не возиться с отколупыванием, поверх ног установили сколоченный из дерева и обтянутый кумачом ящик с красной звездой наверху. В таком виде постамент и простоял до 12 августа 1945 года, когда вместо Завойко поставили скульптурный памятник Сергею Лазо.
Самого же бронзового Завойко отвезли на Дальзавод для переплавки. С этого момента версии о судьбе памятника расходятся. По одной – его, как и полагалось, отправили в ковш, по другой – забрал на металл один из приходивших во Владивосток в те дни японских пароходов. Причем в Японии отвергнутого коммунистическим Владивостоком Завойко ждала будто бы более приятная участь, нежели быть переплавленным: по слухам, японцы приделали памятнику новые ноги и поставили где-то у себя. Рассказывают, первая в стране женщина-капитан дальнего плавания, наша землячка Анна Ивановна Щетинина даже видела спасенного японцами Василия Степановича на постаменте где-то в Кобе. Тем не менее, официальный запрос ученого секретаря отделения Русского географического общества Бориса Хаванова, сделанный им в японское генконсульство год назад, эту информацию не подтвердил. Японцы ответили, что в городе Кобе такого памятника нет.
Впрочем, это не означает, будто Завойко нет вообще в Японии и он не стоит в каком-нибудь другом прибрежном японском городе. Интересно, узнаем ли мы когда-нибудь правду об этой истории, или она так и останется одной из легенд и загадок, которых немало накопилось за полторы сотни лет существования Владивостока?
Игорь ЛЕДОГОРОВ.

Немає коментарів: